Перейти к основному содержанию
0 / 42
Требуемые условия завершения

Россия

В Югре немало писателей и поэтов, в числе которых и представители коренных северных народов. Сегодня Югра литературная - довольно большая группа самобытных, интересных авторов, которые пишут на хантыйском, мансийском, ненецком, русском языках. Писатели Обь-Иртышья ставят перед общественностью актуальные проблемы: возрождение русских и обско-угорских традиций, и вопросы взаимодействия цивилизаций и национальных культур, и сугубо метафизические темы пространства и времени, и образ человека в природе, его бытие.

 Осмыслить своеобразие современного мира, разобраться в героической и трагической истории нашей многонациональной Родины и нашего края, пытаются авторы, которые пишут на языке народа ханты, такие, например, как Еремей Айпин.

Еремей Айпин - автор более 20 художественных и публицистических произведений. "Ханты, или Звезда Утренней Зари" вышла в свет, несмотря на сомнения редакторов, и стала своеобразной эпопеей хантыйского народа. Герой повести становится образом человека, воплощающего переход к новой жизни через потерю всего самого дорогого. Книга сильная и смелая. Впервые автором показан настоящий северный человек с его неискоренимым анимизмом, который ломается в нём посредством чувств и переживаний.


 Мария Волдина (Вагатова) - хантыйская поэтесса, сказительница, педагог, журналист, супруга и муза Владимира Волдина. Стала героиней международной энциклопедии "Лучшие люди". Её имя появится под рубрикой "Родины славные сыны и дочери". Стихи и сказки Марии Кузьминичны включены во все национальные учебники для хантыйских школ. Некоторые литературные произведения Волдиной переведены на чешский, узбекский, якутский, венгерский, таджикский и другие языки народов мира. Владеет богатым фольклорным материалом, сама сочиняет и творчески обрабатывает сказки, песни, исполняет их.


 Андрей Тарханов родился в семье охотника-манси в маленькой таежной деревушке Аманья в Кондинском районе. Пишет на русском. Но стихи поэта читают и на болгарском, венгерском, киргизском, украинском, финском и чешском языках.


Поэт Тарханов видит мир не так, как видят его русские поэты. У него взгляд ребенка, чистого и цельного человека, как бы впервые открывшего мир и современную цивилизацию во всем ее историческом объеме. Книга "Снежная симфония" в 2000 году принесла поэту звание лауреата премии Губернатора ХМАО в области литературы, а избранные стихотворения "Исповедь язычника" - лауреата Всероссийской литературной премии имени А. Т. Твардовского. 

Омск - один из крупнейших городов России, расположенный на слиянии рек Иртыша и Оми. Заметный след в истории города и Омской области оставило немало писателей. Омскую литературу следует рассматривать как часть сибирской, которая возникла в XIX веке. У её истоков стояли именно омичи по рождению Николай Ядринцев и Георгий Потанин. Являясь неординарными личностями, занимавшимися и наукой, и литературой, и общественной деятельностью, они призывали посмотреть на Сибирь не как на место каторги и тяжёлых погодных условий - эти двое ратовали за то, чтобы сибиряки становились более образованными, для чего следовало открыть университет. По мнению Николая Ядринцева и Георгия Потанина, сибирская литература должна была носить воспитательный характер, и воспитывать она должна «сибирефилов».

Бурное развитие сибирская литература переживала в начале XX века. В Омске выходит около десятка печатных газет. В Омске сложилась большая группа литераторов. В 1909 году группа, в которую вошли Александр Новосёлов, Антон Сорокин, Феоктист Березовский и Александр Гниненко, создала литературный кружок. 

Следующий всплеск культурной литературной жизни произошёл в годы Гражданской войны.  В Омск перебралось много писателей из центральной России и других регионов.  В послереволюционные годы проявился талант Леонида Мартынова


Группа футуристов, куда вошёл он вместе с Николаем Калмыковым и Виссарионом Шабалиным, была единственной авангардной в 1921 году за Уралом. С 1962 года в Омске действует отделение Союза писателей. 

Казахстан

Еще две тысячи лет назад кочевники Казахстана рассказывали в поэтической форме различные сказания о подвигах мифических героев, о богах и чудовищах. Со временем эти истории сложились в оригинальные эпосы: «Коркыт-ата» и «Огуз-наме». В XV веке сформировался такой жанр как «толгау» - это стихотворная форма размышлений, в которых заключалась какая-либо мудрость или назидание. Позднее, в XVIII веке поэзия стала более революционной, а чуть позже появилась традиция проведения «айтысов». «Айтыс» - это песенно-поэтический поединок между двумя «акынами» (певцами), в которых они затрагивали темы религии, общества, политического уклада, и другие острые проблемы.

В XIX веке, после присоединения Казахстана к Российской Империи, началось развитие письменной литературы, на которую повлияли русские и европейские писатели. В конце XIX века в Казахстане стали широко известны имена таких авторов как Ибрай Алтынсарин, Шокан Валиханов, и, особенно, Абай Кунанбаев,

который считается классиком казахской литературы. Культура Казахстана начинает обогащаться переводами всемирно известных произведений, казахские писатели осваивают новые жанры и формы писательства, а также начинается сбор и запись богатого казахского фольклора.

В XX веке, с приходом советской власти, стали популярны традиционные социалистические темы, восхваление партийных правителей. Во время Великой отечественной войны поэты писали патриотические поэмы и стихи, о солдатах и героях фронта. А во второй половине XX века писатели стали создать крупные романы, развивали драматургию, и даже осваивали темы научной фантастики. Таким образом, казахская литература XX века влилась в общемировые тенденции, и сохраняет этот курс по сей день.

Китай 

Китайская литература богата и разнообразна. Каждая эпоха в истории Китая внесла свой вклад в литературное наследие, оставив после себя не только ценные тексты, но и глубокие культурные и философские идеи. Китайская литература включает в себя множество течений и направлений, каждое из которых отражает свою эпоху, идеологию и эстетические предпочтения. 

 Некоторые из самых значимых направлений и произведений, которые оказали влияние на формирование китайского литературного канона:

Конфуцианская классика не просто формировала культурный и философский фундамент Китая, но и служила основой для императорских экзаменов до начала 20 века, определяя карьеру государственных служащих. Эти тексты продолжают оказывать влияние на китайское общество, образование и мировоззрение, подчеркивая ценность семьи, общественной гармонии и моральной целостности. Это литературное течение основано на учениях Конфуция и его последователей, включает "Пятикнижие" и "Четверокнижие". 


Даосская литература является важной частью китайской философской и религиозной мысли. Она основана на даосизме — одной из трех основных религиозно-философских традиций Китая наряду с конфуцианством и буддизмом. Даосизм сосредоточен на понятии Дао (Путь или Закон), которое описывается как первоисточник и направляющая сила всего сущего во Вселенной. Это течение подчеркивает гармонию с природой, простоту, спонтанность и медитативные практики.

Поэзия династии Тан. Является одним из самых величественных и значимых достижений в китайской литературе. Этот период часто называют «золотым веком китайской поэзии». Поэзия династии Тан оказала неоценимое влияние на последующие поколения китайских поэтов и до сих пор ценится за ее эстетическую красоту, глубину чувств и философскую значимость. 

Реализм сосредотачивается на изображении социальных проблем, жизни простого народа и критике феодализма. Оно стало особенно популярным после образования Китайской Народной Республики в 1949 году. Реализм положил начало модернизации китайской культуры, способствовало распространению новых идей и взглядов, а также подготовило почву для последующих социальных и культурных изменений в Китае. 

С течением времени и особенно после начала реформ и политики открытости в конце 1970-х, началось постепенное отход от строгих канонов социалистического реализма в сторону более свободных форм и тем. Постмодернизм и авангард в современной китайской литературе ознаменовали собой новую эру в литературном творчестве, открывая путь для более свободного и разнообразного литературного выражения.